Расогенез Правда и Домыслы Анализ. Станислав Дробышевский. История человечества. Антропология.

39 Просмотры
Издатель
Расогенез — процесс возникновения и становления человеческих рас. Проблема возникновения человеческих рас является сложной для современной науки, а в ряде стран — ещё и имеет политический контекст, что накладывает свой отпечаток на исследования в данной области. Данные генетики позволяют датировать выход анатомически современного человека из Африки временем около 80 тыс. лет назад.
Проблема возникновения человеческих рас является сложной для современной науки, а в ряде стран — ещё и имеет политический контекст, что накладывает свой отпечаток на исследования в данной области.

Данные генетики позволяют датировать выход анатомически современного человека из Африки временем около 80 тыс. лет назад. Однако археологическая летопись этого периода неполна, и первые однозначно достоверные находки людей современного типа за пределами Африки относятся к периоду не ранее 45…40 тыс. лет назад (начало верхнего палеолита), причём они уже в достаточной степени различаются между собой по расовым признакам. Таким образом, характер процессов расообразования в период 85…40 тыс. лет назад остаётся неизвестным, а именно в это время должна была произойти дивергенция предков всех неафриканских рас.

Среди учёных-антропологов существует как минимум два противоположных взгляда на проблему расогенеза, сторонники которых различным образом трактуют высокую разнородность ископаемых находок останков людей, датируемых верхним палеолитом.

Первая группа учёных на основе этой разнородности постулирует отсутствие рас ранее голоцена. В частности, антрополог В. В. Бунак сформулировал концепцию «краниологического полиморфизма» в верхнем палеолите, согласно которой в то время в каждой отдельной популяции людей существовали разнородные по своим расовым признакам индивидуумы, и, таким образом, выделить чёткие расы было невозможно.

Противоположная точка зрения состоит в том, что человеческие расы существовали всегда, но в прошлом могли быть не похожи на современные — наблюдаемая в настоящее время картина является лишь одним из возможных вариантов. Эту точку зрения в довоенные годы поддерживал, в том числе, и сам В. В. Бунак, в 1938 году выдвинувший концепцию расы как исторической категории.



В древности же малые группы людей за счёт процессов изоляции, генного дрейфа, многократного прохождения через «бутылочное горлышко» и проявлений «эффекта основателя» по своему своеобразию генофонда и расовых признаков могли очень быстро достигать уровня «больших» рас, причём таких резко различных между собой рас даже на небольшой территории могло проживать большое количество, что и создаёт впечатление «краниологического полиморфизма» в верхнем палеолите. Впоследствии количество рас резко уменьшилось, а расовые признаки популяций, которым условия жизни позволили достичь определённого преимущества над соседями, распространились на огромные пространства, что и создало современную расовую картину человечества. Исключение составляют лишь небольшие, хорошо изолированные ареалы, население которых («малые расы») и сегодня сохраняет свой «полиморфизм», то есть, большое разнообразие расовых признаков на ограниченной территории.

Например, айны имеют некоторые черты морфологии, характерные для южных популяций, но в генетическом отношении проявляют отчётливую монголоидность, которая не может быть объяснена метисацией. Таким образом, не остаётся ничего, кроме как считать их специфической, очень рано отделившейся ветвью общего с монголоидами надрасового ствола, своеобразно развивавшуюся в условиях многотысячелетней изоляции. Это — остатки былого расового разнообразия в восточно-азиатском регионе, в настоящее время весьма однородного в этом отношении.

Данный сценарий не является универсальным — скажем, он не объясняет высокой степени сходства расовых признаков у австралийских аборигенов, которые до прибытия европейцев имели исключительно примитивную культуру. Однако в данном случае свою роль сыграло отсутствие чётких географических границ в пределах континента, что в сочетании с очень примитивным общественным устройством создало условия практически полной панмиксии. Существуют и обратные примеры — скажем, в Индии существующая в рамках очень развитой цивилизации кастовая система способствовала, напротив, консервации расовых признаков малых групп населения и возникновению множества новых расовых вариантов.
Лекцию прочитает Станислав Дробышевский - российский антрополог и популяризатор научного мировоззрения. Кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Расоведение.
Расогенез.
История человечества.
Антропология.
Древние люди.
Происхождение человека.
Российская наука.
#лекция.
Гипотезы происхождения.
Человек эволюция.
Homo neanderthalensis.
Homo sapiens neanderthalensis.
История человечества.
Человек неандертальский.
Лекции Станислава Дробышевского.
Современная наука.
Гипотезы происхождения человека.
Для создания видеоролика использованы материалы:
https://ru.wikipedia.org/
https://youtu.be/I3IThLYJYfE
Категория
Онкодерматология
Комментариев нет.