Собрание тем (Дуйра) #10. Обратно тождественное(ldog pa) и "одно с"

55 Просмотры
Издатель
Обратно тождественное кувшина и одно с кувшином являются равноохватывающими [по типу] "является".

Все дхармы – обратно тождественные себе.

Благодаря обратно тождественному и «одному с» можно определить дхарму как тождественную самой себе (сущность дхармы – момент особости дхармы, то, что делает дхарму чем-то особенным (отдельным) и тождественной самой себе), так как категории тождества и отличия характеризуют отношение одной дхармы к некоторой другой дхарме. Поэтому для определения тождественности данной дхармы самой себе необходима некая другая дхарма, которая была бы и тождественна первой, и – раз она иная – отличной от нее. На роль этой другой дхармы идеально подходят «обратно тождественное» и «одно с», так как они могут трактоваться и как полностью тождественные данной дхарме, и как отличные от нее иные дхармы.

Обратно тождественное кувшина не является обратно тождественным кувшина, так как не является кувшином, так как не является действительным, так как является постоянным.

Обратно тождественное подразделяется на три:
1) Обратно тождественное себе (rang ldog pa, svanivirtti) (= общее обратно тождественное (spyi ldog pa, samanyanivirtti) = обратно тождественное) – обратно тождественное определяемого является обратно тождественным самой вещи.
2) Обратно тождественное смысла (don ldog pa, arthanivirtti) – обратно тождественное признака является обратно тождественным смысла вещи.
3) Обратно тождественное основы (gzhi ldog pa, mulanivirtti) – обратно тождественное основы признака является обратно тождественным основы вещи.

Хотя при концептуальном восприятии кувшина уму явлен непосредственно только концепт кувшина, который не является (самим) кувшином и отличается от него, но вследствие приписывания он воспринимается (идентифицируется) как противоположное отличающемуся от кувшина, т.е. как обратно тождественное кувшина, которое, в силу тождества по обратно тождественному, обычно признается самим кувшином (явленное в концептуальном познании через обратно тождественное – идентификацию его как обратно тождественного кувшина, через исключение иного – признается самим кувшином – единым и конкретным предметом). На этом его значении и делается акцент концептуальным умом при концептуальном восприятии кувшина (концептуальный ум полагает, что воспринимает сам кувшин).

Описанный здесь процесс работы концептуального ума не следует путать с неведением. Это привычная деятельность такого ума. Хотя он и является всегда ошибающимся в том, что ему явлено – идентифицирует это в качестве противоположного, приписывает этому противоположное, но при этом может быть верным познанием – подробнее далее.
Неведение в качестве ложного познания может возникать как сопутствующий фактор в окружении этого концептуального ума, омрачая его, а может не возникать. Когда оно возникает, тогда то, что явлено концептуальному уму и через исключение иного признается самим кувшином – единым и конкретным предметом, полагается существующим вне этого концептуального ума, т.е. тем, что воспринимается чувственно.

Конспект лекций по Дуйре можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/MpRTsM0MXExbXw

Курс по "Собранию тем" - Дуйра(bsdus grwa - тиб) читает переводчик с тибетского Илья Львович Кучин.

#дуйра #апохавада #обратнотождественное
Категория
Рак ЖКТ
Комментариев нет.