Антитеза как композиционная основа романа "Обломов"

45 Просмотры
Издатель
https://essayopus.com/Антитеза_как_композиционная_основа_романа_Обломов

Гончарова "Обломов" организован с помощью .приема антитезы. Например, черты характера главного героя романа в сопоставлении с чертами характера Штольца: "Голубиная нежность", внутренняя чистота... Также антитеза дает возможность увидеть два несопоставимых полюса, два контрастно выраженных понятия. (Таковы два сталкиваю- щихся состояния Обломова: бурная временная деятельность и бездеятельность, лень, апатия.) В-третьих, антитеза помогает проникнуть во внутренний мир героя, показывая контрастность, присутствующую не только во внешнем, но и в духовном мире. (Мечты Обломова и реальность, в которую он так и не сможет их воплотить.) Если вдаваться в подробности, то этот ряд можно продолжать до бесконечности, ведь в противопоставлении находится почти каждая вещь, каждая деталь. (Ветка сирени как символичная путевка в светлое будущее и халат как трясина лени и апатии, которая постоянно засасывает Илью Ильича.) Однако и без тщательного анализа текста романа можно выявить огромное количество более крупных, даже и наикрупнейших противопоставлений. Самое начало произведения построено на столкновении суетного, фальшивого мира Петербурга и огромного нетронутого внутреннего мира Обломова. Вы с холода!" - пытается оградить себя от грустного лицемерия #Обломов. Эта контрастность будет видна и на протяжении всего романа. (Обломову непри- ятны светские собрания и пустая деятельность в Петербурге.) На приеме антитезы также выстроена и система образов романа. Обломов - #Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна и др. Это "общее" возникло из-за доверчивости, открытости, в какой-то степени наивности Обломова. Обломов не только апатичный, ленивый, бездеятельный; у него доброе сердце, его "голубиная нежность" и внутренняя чистота способны привлекать к себе окружающих. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Обломов выбирает второй путь. Но общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлет, последнее погружение в негу чистоты и счастья, а за всем этим - только лишь падение и бесперспективное существование... (Как мы видим, в этом фрагменте текста также использованы антитезы.) Мягкая натура Обломова не способна слиться с фальшивым, жестоким внешним миром. Вот почему Обломов выбывает из игры вечного поиска счастья проигравшим. Конечно, совершенно чуждое всем окружающим восприятие мира Обломовым сталкивается прежде всего с восприятием мира Штольцем. Штольцу настолько непонятно и неприятно теперешнее положение Обломова, что он восклицает: "Погиб... навсегда погиб!" - а чуть позже в карете он разочарованно скажет Ольге, что в доме Обломова царит "обломовщина...". Обломов не равен самому себе, он способен быть разным и относится ко всему по-разному. Нельзя, конечно, сказать, что это состояние Обломова построено на приеме антитезы, но тем не менее своеобразную параллель провести можно. Трагичный финал романа противопоставлен вечному оптимистическому, целеустремленному настрою Штольца. Конечно, это заключительное, итоговое противопоставление еще раз доказывает, что антитеза является главным литературным приемом, использованным в романе, но главное - не это. Задумываешься прежде всего над тем, что все-таки та трясина апатии взяла верх над главным героем, поглотила его живое, чистое начало, изуродовав личность, сделав ее творцом такого дикого явления, как "обломовщина"... Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее, легче ли становится познавать мир героя? Является ли прием антитезы путеводной звездой или, наоборот, препятствием на пути к пониманию идейного стержня произведения? Одним словом, какова цель его использования? Во-первых, в противопоставлении (как и в сравнении) легче выявляются особенные черты характера, которые часто бывают индивидуальными и поэтому представляют определенную ценность. Причем не только увидеть, но и принять прелесть каждого из них.
Категория
Онкодерматология
Комментариев нет.